Как промаркировать обувь и остатки на складе, без штрафов и конфискаций?

С 1 июля 2020 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 об обязательной маркировке обувной продукции. Рассказываем, что изменится для участников рынка и что следует делать, чтобы вести бизнес в соответствии с новыми предписаниями.

Зачем нужен закон о маркировке обуви

Он направлен на борьбу с контрафактом. Новые правила обязывают производителей наклеивать на продукцию особый код Data Matrix, который поможет идентифицировать каждую единицу в национальной системе маркировки товаров «Честный знак» (далее – Система) и отследить ее маршрут от поставщика к конечному потребителю. Любые операции с промаркированной обувью, включая прием, отгрузку и продажу, вносятся в систему. Планируется, что эти нововведения избавят рынок от подделок.

Этапы внедрения закона

У участников рынка достаточно времени, чтобы подготовиться к новым правилам работы. С 1 июля по 30 сентября 2019 нужно зарегистрироваться в системе «Честный знак» Это актуально как для действующих, так и для новых участников рынка, которые только начали торговать обувью – с момента старта продаж у них есть 7 календарных дней на регистрацию в системе.

С 31 октября 2019 по 1 июля 2020 года участники рынка уже могут маркировать обувь и вносить данные в систему. Санкции за невыполнение условий в этот период не предусмотрены – все на добровольных началах. А вот с 1 июля 2020 года отгрузка и продажа немаркированной обуви официально запрещены – нарушителям грозит штраф с конфискацией товара. Исключение сделали для тех партий обуви, которые еще в пути, т.е. приобретены до 1 июля 2020 года, но получены после этой даты. О таких товарах нужно отчитаться до 1 сентября 2020 года. Внимание! До 1 июня 2021 года продлена возможность маркировки товарных остатков обуви. Ввод остатков в оборот возможен до 15 июня 2021 года. Маркировка возможна только по полному атрибутивному составу. Функционал маркировки остатков будет открыт 22 апреля 2021 года.

Как проходит маркировка обуви

Как проходит маркировка обуви

Производитель клеит на каждую единицу товара сгенерированный системой код. При отгрузке товара он обязан передать все коды дистрибьютору через систему электронного документооборота. Задача дистрибьютора – сверить все коды и утвердить универсальный передаточный документ (УПД). Данные о сверке также отправляются в систему.

По такой же схеме дистрибьютор отгружает товар розничному продавцу, а тот, в свою очередь, оформляет приемку.

При реализации обуви продавец сканирует код. Через ОФД он попадает в систему и выбывает оттуда как конечный этап оборота. Код маркировки отображается в чеке наряду с остальными данными о товаре.

Какие штрафы предусмотрены за невыполнение требований закона

  • Физическим лицам – от 2 до 4 тыс. руб.

  • Юридическим лицам – от 50 до 300 тыс. руб.

  • Должностным лицам – от 5 до 10 тыс. руб.

Все непромаркированные товары подлежат конфискации.

Хотите успеть в срок? Наши специалисты помогут


Какие виды обуви нужно маркировать?

Коды товаров, подлежащих обязательной маркировке, перечислены в тексте постановления Правительства РФ 792-р от 28.04.2018.

КОД ОКПД-2 КОД ТН ВЭД ЕАЭС
15.20.11 6401
15.20.12 6402
15.20.13 6403
15.20.14 6404
15.20.21 6405
15.20.29
15.20.31
15.20.32
32.30.12

От обязательной маркировки освобождаются товары, перечисленные в п.4 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации. Сюда относятся товары, реализуемые в duty free, изъятые или конфискованные в пользу государства и т.д.

Что такое код Data Matrix

Код Data Matrix

Это двумерный штрих-код, представляющий собой сложную комбинацию графических элементов. В них зашифрована информация о товаре и компании-производителе, а также защитные данные (ключ и код проверки). Подделать такой код намного сложнее, чем одномерный.

«Габариты» кода маркировки:

  • Размеры, мм: 22 х 22 или 25 х 25

  • Разрешение, dpi 200

Какое оборудование и ПО понадобятся для маркировки

Оптовикам придется подключить платформу электронного документооборота ЭДО – через нее нужно будет отправлять передаточные документы с кодами в систему «Честный знак». Для сбора и проверки кодов на складе понадобятся:

  • сканер с поддержкой двухмерных кодов;

  • терминал сбора данных.

Розничным продавцам следует подключить онлайн-кассу к ОФД, работающему с системой «Честный знак». Предварительно нужно обновить прошивку кассы до версии с поддержкой тега 1162. Также нужно будет приобрести 2D-сканер. После считывания сканером код автоматически добавляется в чек и отправляется в систему «Честный знак». После проверки системой товар под данным кодом будет выведен из оборота.

Сканер кодов и терминал сбора данных

Подберем оборудование для работы с маркированным товаром


Что нужно для регистрации в системе «Честный знак»

  • Электронная цифровая подпись (ЭЦП) с усиленной защитой.

  • Сертифицированное средство криптографической защиты (СКЗИ).

  • Плагины для работы с ЭЦП (Рутокен, КриптоПро, VipNet).

Сайт «Честный Знак»

Сам процесс регистрации довольно простой. Нужно зайти на сайт «Честный Знак» и оформить заявку на регистрацию, используя электронную подпись. На указанную в заявке почту придет письмо со ссылкой на завершение регистрации. После перехода по ссылке нужно заполнить профиль пользователя и подписать согласие с условиями использования системы «Честный Знак».

Как промаркировать остатки товара на складе

Процедура маркировки заключается в нанесении на упаковку, ярлык или подошву каждой пары обуви уникального кода, сгенерированного «Честным знаком». Сами коды предоставляются бесплатно после регистрации в системе, а вот принтер этикеток купить придется.

Как получить и использовать коды маркировки

  1. Получить УКЭП (если еще не получили)

  2. Пройти авторизацию в системе через электронную подпись.

  3. Внести информацию обо всех товарах на складе. Описание каждой пары включает 4 пункта: ИНН, вид обуви, место производства (РФ или импорт), и первые 2 знака кода ТН – 64. Система сгенерирует код GTIN по каждому виду товара. Далее следует указать нужное число кодов для каждого вида обуви на складе.

  4. Получить файл с кодами и распечатать их на принтере этикеток.

  5. Наклеить этикетки на каждую пару обуви.

Не хотите разбираться сами? Промаркируем остатки за вас за 1 день


Вопрос-ответ

Можно ли передавать коды маркировки в «Честный Знак» без подключения кассы к ОФД?

Можно, но не позже 30 дней со дня продажи. Для этого нужно взять данные о кодах из архива ФН, авторизоваться в системе, выбрать опцию «Выбытие» и прикрепить файл с кодами. После проверки система выведет проданные единицы из оборота.

Какие режимы налогообложения действуют для розничных продавцов маркированной обуви?

С 1 января 2020 года продавцы обуви и других товаров, подлежащих обязательной маркировке, не могут применять ПСН и ЕНВД. Чтобы работать в рамках закона, нужно перейти на общую или упрощенную систему налогообложения.

Нужна ли перемаркировка для возврата обуви поставщику?

Да, для возврата нужно получить в системе новый код.

Можно ли клеить этикетку с кодом не на коробку, а прямо на обувь?

Можно, но разработчики системы не советуют этого делать. На подошве обуви этикетка быстрее придет в негодность, чем на коробке или бирке с ценником.

Нет товаров для сравнения
Заказ звонка
Оставьте свой номер телефона и мы вам обязательно перезвоним
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку
персональных данных
Не устраивает цена?
Оставьте свой номер телефона и мы предложим вам лучший вариант!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку
персональных данных
Нашли дешевле? Снизим цену!
Оставьте свой номер и ссылку на товар у конкурента, мы свяжемся с Вами

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку
персональных данных
Тестовое название товара
Оставьте свой номер телефона и менеджер свяжется с Вами для уточнения деталей заказа
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку
персональных данных